Интервью Чермена Дзотова

Основатель Проекта «Найдем Адвоката» ответил на вопросы интернет-издания Daily Money Expert
Интервью Чермена Дзотова

Журналисты интернет-издания Daily Money Expert взяли интервью у основателя Проекта и генерального директора ООО «Найдем Адвоката». Статью на сайте интернет-издания можно почитать по этой ссылке. А мы поделимся оригинальным текстом ответов Чермена Дзотова:

1. Идея. Как пришла? Трансформировалась ли она в процессе?

Я работал юристом. Консультировал людей по самым разным вопросам – от закона о защите прав потребителей до уголовных дел. Работал на уровне рынка, но чувствовал, что консультации должны быть качественнее. Я понимал, что нельзя быть экспертом во всем – всегда найдется тот, кто глубоко погрузился в одну тему и разобрался в ней гораздо лучше тебя. Я думал, что проблема моей «широкой специализации» это исключение. Когда я понял, что так работает 95% рынка, то мне захотелось все изменить. Так я создал «Найдем Адвоката», сервис, который объединяет тех, кому нужна помощь, с теми, кто может помочь. Идея не трансформировалась. Изменился подход к реализации, но фундаментальная мысль осталась прежней – люди должны работать с теми, кто глубоко разбирается в их вопросах и может решить их задачи.

2. Были ли партнеры, помощники?

Я начинал один. Моим первым помощником стал Артур Шквара, студент из Украины. Мы познакомились в интернете, никогда не виделись, но до сих пор работаем вместе. Артур ведет наши группы в социальных сетях и взаимодействует с рекламодателями. Партнер у меня появился позже, в 2015 году. Это московский адвокат, который инвестировал в проект и помог нам выстроить систему. В команде «Найдем Адвоката» еще 15 человек, у большинства есть юридического образование, но сами мы не консультируем. Мы «юридические терапевты», диагностируем и направляем клиентов к одному из 2000 проверенных юристов.

3. Прошлое предпринимателя. Как оно связано с настоящей деятельностью, помогает ли в бизнесе?

Мой предпринимательский путь начался с переезда в Москву. Я родился в Северной Осетии, там же окончил школу с золотой медалью и получил красный диплом по специальности «юрист». Но в Москве такие заслуги не котируются. Поэтому приехав в столицу я разгружал грузовики с замороженным мясом, работал помощником сварщика и доставлял суши. Позже я стал курьером в юридической фирме и проработал там еще 3 месяца. Только после этого я устроился по специальности в компанию, оказывающую дистанционную юридическую помощь. В этой компании я проработал 4 года, через пару лет став правой рукой ее руководителя. Я не выбирал, в какой нише делать бизнес. Идея бизнеса пришла из того, в чем я разбирался и чем занимался. А желание трансформировать идею в цель стало следствием первого опыта работы в Москве – трудного, но успешного.

4. Капитал. Каковы были вложения? Свои или заемные?

«Найдем Адвоката» стартовал в ноябре 2013 года. Начинал я за счет собственных средств: работал сам, расходов не было. Когда количество клиентов перевалило за сотню, то я понял, что нужны люди. Я взял кредит в 500 тысяч рублей и занял столько же у близкого друга. Полученные деньги пошли на наем первых сотрудников, регистрацию ООО «Найдем Адвоката», раскрутку проекта и закрытие моих личных бытовых потребностей, ведь я уволился из юридической фирмы и больше не получал зарплату. В 2015 году в проект инвестировал мой текущий партнер. Деньги пошли на переупаковку проекта, развитие технологий и автоматизацию.

5. За счет чего обеспечивается монетизация проекта?

Сейчас монетизация обеспечивается исключительно за счет комиссии, которую мы получаем от наших юристов и адвокатов (партнеров). Мы не размещаем рекламные баннеры на сайте. Подбор юристов и адвокатов для клиентов осуществляется бесплатно. Партнеры не платят нам предоплату или членские взносы. Мы получаем деньги только за результат нашей работы – партнер перечисляет нам 20% с суммы, полученной им от приведенного нами клиента. Такой подход в комбинации с качеством сервиса позволяет нам активно расти, привлекая новых клиентов и наращивая количество партнеров.

6. Окупаемость. Каковы сроки, когда вышел или планирует выйти на окупаемость?

До августа 2015 года проект стабильно генерировал прибыль. Этих денег хватало на мороженое и билеты в кино. Наличие прибыли обеспечивалось отсутствием расходов. Я был настолько увлечен процессом, что старался лично помочь каждому клиенту. Но я понимал, что достигаю потолка физических возможностей. В тот момент я познакомился со своим текущим партнером. Мы решили инвестировать в систему и качественный рост. Проект ровно год генерировал убыток. Но выручка начала расти, оборот компании увеличился в 15 раз, и мы продолжали работать удаленно, не раздувая штат сотрудников. Качество работы выросло, а скорость обработки одного клиента за год увеличилась в 12 раз – один сотрудник сегодня справляется с работой, которую год назад делали 12 человек, а это существенная экономия на ежемесячном фонде оплаты труда. И тот факт, что 90% наших текущих расходов являются разовыми (например, около полумиллиона рублей ушло на создание нашей собственной рабочей платформы) позволяет нам радоваться без мороженого и кино. В сентябре мы планируем сделать первую прибыль за отдельно взятый календарный месяц. А выход на окупаемость запланирован на второй квартал 2017 года.

7. Какие идеи для продвижения бизнеса Вы использовали?

Мы начинали с «сарафанного радио». Это дешево и эффективно. Я рассказал друзьям и знакомым о «Найдем Адвоката» и получил первых клиентов. Эти клиенты, довольные качеством, приводили новых. Так мы росли. Сейчас у нас работает контекстная реклама в Яндексе и Гугле и еще несколько классических инструментов современного маркетинга. Большую ставку мы делаем на партнерскую программу – мы платим людям за приведенных клиентов. В мае мы запустили бета-тестирование для наших юристов, осенью планируем открыть доступ для рекламных площадок, агентств и физических лиц. Кто-то удивится тому, что юристы «отдают» нам своих клиентов, но это происходит постоянно. Многие юристы хотят помочь обратившимся, но не всегда могут – клиент в другом городе, вопрос не по специализации, не договорились о цене. В таких случаях юристы передают клиентов нам. А через некоторое время получают двойной бонус: клиенты благодарят за рекомендацию, а мы отправляем вознаграждение за передачу клиентов.

8. С какими подводными камнями приходилось сталкиваться в ходе реализации проекта?

Подводных камней много. От бюрократических вопросов с регистрациями и открытиями счетов до генетического отторжения российскими клиентами необходимости оплаты услуг юриста: «тут ведь просто бумажки написать и в суд сходить, за что платить-то?». Но, если из последнего, то сейчас мы ведем переписку с PayPal (прим. крупнейшая электронная платежная система в мире) о подключении их системы на наш сайт. Мы сотрудничаем с адвокатами из 50 стран и подключение PayPal нужно, чтобы иностранные партнеры могли быстро осуществлять платежи. Проблема в том, что мы не интернет-магазин, и наша бизнес-модель выбивается из стандартных рамок. Вот и общаемся уже второй месяц. Но вроде бы вышли на финишную прямую и должны закрыть вопрос в сентябре.

9. Сравните рынок в начале бизнеса и сейчас.

Рынок юридических услуг меняется. Идут глобальные перемены и перераспределение зон влияния. Крупным фирмам, работающим по «системе одного окна», становится все сложнее конкурировать с молодыми бутиками (прим. небольшая юридическая фирма с узкой специализацией). У бутиков меньше расходов и они опережают в качестве за счет фокусировки на отдельных категориях дел. Рынок юридических услуг в интернете еще толком не сформирован. В России в погоне за быстрыми деньгами предприниматели создают «юридический фастфуд», нагоняют клиентов и собирают авансы за сомнительные консультации. На Западе все серьезнее, и рано или поздно местные компании войдут и на наш рынок. Я вижу задачу «Найдем Адвоката» в том, чтобы к тому времени стать сильным продуктом международного уровня, и помочь в обеспечении национальной безопасности России. Лично мне не хочется, чтобы выбор юристов для наших соотечественников осуществлялся из Силиконовой долины. Но это произойдет, если у нас не будет конкурентоспособного национального продукта.

10. Основные достижения – к чему пришли, какими стали?

Стал старше. А если серьезно, то буквально несколько недель назад я понял, что освоился в Москве. Покупка квартиры стала своеобразным символом того, что я опустил якорь в столичную воду, а не просто дрифтую по городу, пытаясь пришвартоваться. Я рад тому, что могу помогать родителям и близким мне людям. А еще приятно осознавать, что у меня есть что-то, чем я могу поделиться с теми, кому понравилась моя история. Что касается «Найдем Адвоката», то за три года из компании в пять юристов мы выросли в сервис, где 2000 юристов и адвокатов в 300 городах России и 50 странах мира каждый день помогают клиентам решать их задачи. Недавно у нас зарегистрировался адвокат из Италии, и мы спросили его: «А откуда вы узнали о нас?». Он ответил: «Мои друзья из Великобритании очень тепло отзывались о вашем проекте и посоветовали мне зарегистрироваться у вас.». Англичане рекомендуют итальянцам зарегистрироваться в «Найдем Адвоката». Это приятно, и я этим горжусь.

11. Есть ли препятствия для развития рынка?

Все рынки постепенно уходят в онлайн. Юридические услуги – это очень консервативная отрасль и ее переход в интернет-пространство займет некоторое время. Но этот процесс уже идет, о нем говорят и будут говорить еще чаще. Ведь, что случилось с рынком такси – все слышали о развитие технологий, но никто не ожидал, что технологические компании типа «Яндекс», Uber или Gett захватят столь большую долю рынка в столь короткий срок. Глобальных препятствий для развития рынка по подбору юристов и адвокатов через интернет мы не видим. Главное делать все качественно, с соблюдением закона и чувством ритма меняющегося рынка. Мы стараемся быть максимально технологичными и в то же время строить работу с полным соблюдением требований закона об адвокатуре и кодекса адвокатской этики. Для нас очень важно то, что нас поддерживает адвокатское сообщество.

12. Планы (рост, развитие, вложения).

До конца года мы переведем наши площадки на английский язык и запустим работу с англоговорящими клиентами. В середине 2017 года мы планируем активный выход на международный рынок через партнеров в Индии. Одновременно мы расширяем национальную зону присутствия и уже к концу года сможем похвастаться наличием юристов в каждом из городов России с населением более 50 тысяч человек. Если перейти от количества к качеству, то на текущий момент мы сфокусированы над созданием систем искусственного интеллекта и глубокого машинного обучения, которые позволят нам более точно идентифицировать специализации партнеров и моментально подбирать клиентам юристов, которые наилучшим образом подходят для решения их задач. Это большая работа, в которой преподаватели юридических вузов, практикующие юристы и программисты работают как одна команда. Все секреты раскрывать не буду – в 2017 году мы презентуем технологию, а вы посмотрите, как это работает.



Посмотрите другие материалы

Неисправимые
Принят закон об обязательном административном надзоре за лицами, отбывшими срок за терроризм, экстремизм или...
Судейский ляп
ВС РФ отменил решение суда, которое было подписано судьей, не рассматривавшим дело
Против конфликтов
Председатель СПЧ призвал внести поправки в законодательство, чтобы избежать конфликтов, аналогичных борьбе за...