Интервью Чермена Дзотова

Основатель Проекта «Найдем Адвоката» ответил на вопросы интернет-издания Daily Money Expert
Интервью Чермена Дзотова

Журналисты интернет-издания Daily Money Expert взяли интервью у основателя Проекта и генерального директора ООО «Найдем Адвоката». Статью на сайте интернет-издания можно почитать по этой ссылке. А мы поделимся оригинальным текстом ответов Чермена Дзотова:

1. Идея. Как пришла? Трансформировалась ли она в процессе?

Я работал юристом. Консультировал людей по самым разным вопросам – от закона о защите прав потребителей до уголовных дел. Работал на уровне рынка, но чувствовал, что консультации должны быть качественнее. Я понимал, что нельзя быть экспертом во всем – всегда найдется тот, кто глубоко погрузился в одну тему и разобрался в ней гораздо лучше тебя. Я думал, что проблема моей «широкой специализации» это исключение. Когда я понял, что так работает 95% рынка, то мне захотелось все изменить. Так я создал «Найдем Адвоката», сервис, который объединяет тех, кому нужна помощь, с теми, кто может помочь. Идея не трансформировалась. Изменился подход к реализации, но фундаментальная мысль осталась прежней – люди должны работать с теми, кто глубоко разбирается в их вопросах и может решить их задачи.

2. Были ли партнеры, помощники?

Я начинал один. Моим первым помощником стал Артур Шквара, студент из Украины. Мы познакомились в интернете, никогда не виделись, но до сих пор работаем вместе. Артур ведет наши группы в социальных сетях и взаимодействует с рекламодателями. Партнер у меня появился позже, в 2015 году. Это московский адвокат, который инвестировал в проект и помог нам выстроить систему. В команде «Найдем Адвоката» еще 15 человек, у большинства есть юридического образование, но сами мы не консультируем. Мы «юридические терапевты», диагностируем и направляем клиентов к одному из 2000 проверенных юристов.

3. Прошлое предпринимателя. Как оно связано с настоящей деятельностью, помогает ли в бизнесе?

Мой предпринимательский путь начался с переезда в Москву. Я родился в Северной Осетии, там же окончил школу с золотой медалью и получил красный диплом по специальности «юрист». Но в Москве такие заслуги не котируются. Поэтому приехав в столицу я разгружал грузовики с замороженным мясом, работал помощником сварщика и доставлял суши. Позже я стал курьером в юридической фирме и проработал там еще 3 месяца. Только после этого я устроился по специальности в компанию, оказывающую дистанционную юридическую помощь. В этой компании я проработал 4 года, через пару лет став правой рукой ее руководителя. Я не выбирал, в какой нише делать бизнес. Идея бизнеса пришла из того, в чем я разбирался и чем занимался. А желание трансформировать идею в цель стало следствием первого опыта работы в Москве – трудного, но успешного.

4. Капитал. Каковы были вложения? Свои или заемные?

«Найдем Адвоката» стартовал в ноябре 2013 года. Начинал я за счет собственных средств: работал сам, расходов не было. Когда количество клиентов перевалило за сотню, то я понял, что нужны люди. Я взял кредит в 500 тысяч рублей и занял столько же у близкого друга. Полученные деньги пошли на наем первых сотрудников, регистрацию ООО «Найдем Адвоката», раскрутку проекта и закрытие моих личных бытовых потребностей, ведь я уволился из юридической фирмы и больше не получал зарплату. В 2015 году в проект инвестировал мой текущий партнер. Деньги пошли на переупаковку проекта, развитие технологий и автоматизацию.

5. За счет чего обеспечивается монетизация проекта?

Сейчас монетизация обеспечивается исключительно за счет комиссии, которую мы получаем от наших юристов и адвокатов (партнеров). Мы не размещаем рекламные баннеры на сайте. Подбор юристов и адвокатов для клиентов осуществляется бесплатно. Партнеры не платят нам предоплату или членские взносы. Мы получаем деньги только за результат нашей работы – партнер перечисляет нам 20% с суммы, полученной им от приведенного нами клиента. Такой подход в комбинации с качеством сервиса позволяет нам активно расти, привлекая новых клиентов и наращивая количество партнеров.

6. Окупаемость. Каковы сроки, когда вышел или планирует выйти на окупаемость?

До августа 2015 года проект стабильно генерировал прибыль. Этих денег хватало на мороженое и билеты в кино. Наличие прибыли обеспечивалось отсутствием расходов. Я был настолько увлечен процессом, что старался лично помочь каждому клиенту. Но я понимал, что достигаю потолка физических возможностей. В тот момент я познакомился со своим текущим партнером. Мы решили инвестировать в систему и качественный рост. Проект ровно год генерировал убыток. Но выручка начала расти, оборот компании увеличился в 15 раз, и мы продолжали работать удаленно, не раздувая штат сотрудников. Качество работы выросло, а скорость обработки одного клиента за год увеличилась в 12 раз – один сотрудник сегодня справляется с работой, которую год назад делали 12 человек, а это существенная экономия на ежемесячном фонде оплаты труда. И тот факт, что 90% наших текущих расходов являются разовыми (например, около полумиллиона рублей ушло на создание нашей собственной рабочей платформы) позволяет нам радоваться без мороженого и кино. В сентябре мы планируем сделать первую прибыль за отдельно взятый календарный месяц. А выход на окупаемость запланирован на второй квартал 2017 года.

7. Какие идеи для продвижения бизнеса Вы использовали?

Мы начинали с «сарафанного радио». Это дешево и эффективно. Я рассказал друзьям и знакомым о «Найдем Адвоката» и получил первых клиентов. Эти клиенты, довольные качеством, приводили новых. Так мы росли. Сейчас у нас работает контекстная реклама в Яндексе и Гугле и еще несколько классических инструментов современного маркетинга. Большую ставку мы делаем на партнерскую программу – мы платим людям за приведенных клиентов. В мае мы запустили бета-тестирование для наших юристов, осенью планируем открыть доступ для рекламных площадок, агентств и физических лиц. Кто-то удивится тому, что юристы «отдают» нам своих клиентов, но это происходит постоянно. Многие юристы хотят помочь обратившимся, но не всегда могут – клиент в другом городе, вопрос не по специализации, не договорились о цене. В таких случаях юристы передают клиентов нам. А через некоторое время получают двойной бонус: клиенты благодарят за рекомендацию, а мы отправляем вознаграждение за передачу клиентов.

8. С какими подводными камнями приходилось сталкиваться в ходе реализации проекта?

Подводных камней много. От бюрократических вопросов с регистрациями и открытиями счетов до генетического отторжения российскими клиентами необходимости оплаты услуг юриста: «тут ведь просто бумажки написать и в суд сходить, за что платить-то?». Но, если из последнего, то сейчас мы ведем переписку с PayPal (прим. крупнейшая электронная платежная система в мире) о подключении их системы на наш сайт. Мы сотрудничаем с адвокатами из 50 стран и подключение PayPal нужно, чтобы иностранные партнеры могли быстро осуществлять платежи. Проблема в том, что мы не интернет-магазин, и наша бизнес-модель выбивается из стандартных рамок. Вот и общаемся уже второй месяц. Но вроде бы вышли на финишную прямую и должны закрыть вопрос в сентябре.

9. Сравните рынок в начале бизнеса и сейчас.

Рынок юридических услуг меняется. Идут глобальные перемены и перераспределение зон влияния. Крупным фирмам, работающим по «системе одного окна», становится все сложнее конкурировать с молодыми бутиками (прим. небольшая юридическая фирма с узкой специализацией). У бутиков меньше расходов и они опережают в качестве за счет фокусировки на отдельных категориях дел. Рынок юридических услуг в интернете еще толком не сформирован. В России в погоне за быстрыми деньгами предприниматели создают «юридический фастфуд», нагоняют клиентов и собирают авансы за сомнительные консультации. На Западе все серьезнее, и рано или поздно местные компании войдут и на наш рынок. Я вижу задачу «Найдем Адвоката» в том, чтобы к тому времени стать сильным продуктом международного уровня, и помочь в обеспечении национальной безопасности России. Лично мне не хочется, чтобы выбор юристов для наших соотечественников осуществлялся из Силиконовой долины. Но это произойдет, если у нас не будет конкурентоспособного национального продукта.

10. Основные достижения – к чему пришли, какими стали?

Стал старше. А если серьезно, то буквально несколько недель назад я понял, что освоился в Москве. Покупка квартиры стала своеобразным символом того, что я опустил якорь в столичную воду, а не просто дрифтую по городу, пытаясь пришвартоваться. Я рад тому, что могу помогать родителям и близким мне людям. А еще приятно осознавать, что у меня есть что-то, чем я могу поделиться с теми, кому понравилась моя история. Что касается «Найдем Адвоката», то за три года из компании в пять юристов мы выросли в сервис, где 2000 юристов и адвокатов в 300 городах России и 50 странах мира каждый день помогают клиентам решать их задачи. Недавно у нас зарегистрировался адвокат из Италии, и мы спросили его: «А откуда вы узнали о нас?». Он ответил: «Мои друзья из Великобритании очень тепло отзывались о вашем проекте и посоветовали мне зарегистрироваться у вас.». Англичане рекомендуют итальянцам зарегистрироваться в «Найдем Адвоката». Это приятно, и я этим горжусь.

11. Есть ли препятствия для развития рынка?

Все рынки постепенно уходят в онлайн. Юридические услуги – это очень консервативная отрасль и ее переход в интернет-пространство займет некоторое время. Но этот процесс уже идет, о нем говорят и будут говорить еще чаще. Ведь, что случилось с рынком такси – все слышали о развитие технологий, но никто не ожидал, что технологические компании типа «Яндекс», Uber или Gett захватят столь большую долю рынка в столь короткий срок. Глобальных препятствий для развития рынка по подбору юристов и адвокатов через интернет мы не видим. Главное делать все качественно, с соблюдением закона и чувством ритма меняющегося рынка. Мы стараемся быть максимально технологичными и в то же время строить работу с полным соблюдением требований закона об адвокатуре и кодекса адвокатской этики. Для нас очень важно то, что нас поддерживает адвокатское сообщество.

12. Планы (рост, развитие, вложения).

До конца года мы переведем наши площадки на английский язык и запустим работу с англоговорящими клиентами. В середине 2017 года мы планируем активный выход на международный рынок через партнеров в Индии. Одновременно мы расширяем национальную зону присутствия и уже к концу года сможем похвастаться наличием юристов в каждом из городов России с населением более 50 тысяч человек. Если перейти от количества к качеству, то на текущий момент мы сфокусированы над созданием систем искусственного интеллекта и глубокого машинного обучения, которые позволят нам более точно идентифицировать специализации партнеров и моментально подбирать клиентам юристов, которые наилучшим образом подходят для решения их задач. Это большая работа, в которой преподаватели юридических вузов, практикующие юристы и программисты работают как одна команда. Все секреты раскрывать не буду – в 2017 году мы презентуем технологию, а вы посмотрите, как это работает.



Посмотрите другие материалы

«Временное ограничение» для полиции
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила запрет на выезд за границу для сотрудников МВД
Юридические новости в Instagram
Узнавайте об актуальных юридических и околоюридических новостях в аккаунте «Найдем Адвоката» в Instagram
Налог на здоровье
В России может появиться «налог на здоровье», платить который будут производители табачной продукции