Реестр в помощь

Разработан и внедрен Единый реестр проверок для защиты прав предпринимателей и снижения давления на бизнес
Реестр в помощь

Для эффективной защиты прав предпринимателей в борьбе с необоснованными массовыми проверками и снижения административного давления на бизнес был разработан и внедрен Единый реестр проверок. Как он работает и почему благодаря ему система ведомственных проверок становится «прозрачнее», рассказал официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной.

Проверки бизнеса сократились в три раза

Ежегодно Генеральная прокуратура и прокуратуры субъектов РФ изучают проекты планов проверок контролирующих органов в отношении субъектов предпринимательства. Так, в 2017 году предполагалось провести порядка 460 000 таких мероприятий, из них прокуроры согласовали около 84% – 386 000 проверок, запланированных контролирующими органами всех уровней.

Их число сократилось, например, за счет исключения из планов проверок в отношении добросовестных субъектов малого предпринимательства, проведение которых находится под запретом, а также ликвидированных хозяйственных субьектов. Кроме того, в ряде случаев прокуроры рекомендовали контролерам совместить проведение проверочных мероприятий, что в значительной степени уменьшило административное давление на бизнес.

При этом восемь лет назад «предложений по проверкам» было почти втрое больше, а сейчас их количество год от года сокращается. Так, в 2010 году их поступило 1,2 млн, в 2011-м – 1,6 млн, в 2012-м – 1,1 млн, в 2013-м – 1,08 млн, в 2014-м – 1,02 млн, в 2015-м – 900 000, в 2016-м – 700 000. Необходимо отметить, что каждое второе из них было отклонено как несоответствующее закону.

Всего за период действия закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года органы прокуратуры рассмотрели около 8 млн предложений «контролеров» о включении в ежегодные планы проверок.

Между тем на сегодняшний день под действие этого закона не попадают более двух десятков видов государственного контроля. Чтобы исключить необоснованное вмешательство проверяющих в работу бизнеса, Генпрокуратура подготовила законопроект, предусматривающий распространение действия закона 294-ФЗ на все виды государственного контроля (надзора). Сейчас он проходит процедуру согласования в правительстве.

ЕРП – для «прозрачности» и оперативности

Еще одним шагом навстречу бизнесу стало введение «Единого реестра проверок» – информационной системы, оператором которой является Генпрокуратура. Благодаря ей, каждый предприниматель может в онлайн-режиме получать сведения о предстоящих проверках и их результатах, что выводит деятельность контрольно-надзорных органов на качественно новый уровень информационной открытости.

Прокуратура следит за тем, чтобы контролирующие органы своевременно размещали в информсистеме все необходимые сведения, а если этого не происходит, наказывает чиновников, допустивших нарушения. Так, например, при проверке выяснилось, что сотрудники Росалкогольрегулирования вносили в ЕРП информацию о внеплановых проверках ряда компаний внесена лишь после их окончания и не в полном объеме, без перечня конкретных мероприятий, имени и должности проверяющего. Кроме того, двум предприятиям «забыли» направить уведомления о предстоящем визите ревизоров.

Генпрокуратура внесла в адрес руководителя Росалкогольрегулирования представление, в котором предложила обеспечить своевременное внесение информации о проверках юридических лиц в ЕРП для соблюдения прав хозяйствующих субъектов, а также решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Поручение президента России от 11 августа 2016 года за № 1596, направленное на обеспечение эффективности контрольно-надзорной деятельности, ее прозрачность и повышение ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о контроле, дало импульс для появления новых подходов к работе с «Единым реестром проверок».

Генпрокуратура, совместно с Минэкономразвития, разработали методические рекомендации для контролирующих органов, которые, в свою очередь, должны принять ведомственные правовые акты, конкретизирующие порядок внесения ими в реестр информации о проверках. Уже проведена правовая экспертиза и согласование таких актов для почти трех десятков федеральных министерств и ведомств. Кроме того, подготовлен проект изменений в КоАП, предусматривающий введение административной ответственности за невнесение информации о проверках в ЕРП, а также за нарушения порядка и сроков размещения таких данных.

Реестр в нынешнем виде – не догма, он должен совершенствоваться, наполняться не только информативно, но и в аналитическом плане. Для этого в Генпрокуратуре создана межведомственная рабочая группа с участием представителей Администрации президента, Минэкономразвития, Минкомсвязи и общероссийских объединений предпринимателей.

Модернизируется и программное обеспечение реестра проверок, в том числе для того, чтобы его можно было интегрировать с ведомственными информационными системами, а также использовать справочники и классификаторы для конкретизации вносимой информации. Для оптимизации работы «Единый реестр проверок» подключен к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет оперативно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Источник: pravo.ru, Изображение: imgpng.ru


Посмотрите другие материалы

Определим сами
ВС напомнил, что он вправе самостоятельно определять меру штрафных санкций
Кто платит за последствия
ВС РФ разъяснил, что «устная доверенность» правомерно наделяет водителя транспортного средства статусом законного...
Золотой парашют
ВС указал, что экономическую обоснованность выплат уволенным сотрудникам нужно доказывать, если они несопоставимы с...